Маркировка уборочного инвентаря
Согласно требованиям СанПиНа уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры, урны, совки, сгоны, ершики, ведра, щетки) должны иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ, и храниться в выделенном помещении.
С кодированным по цветам или промаркированным инвентарем намного проще поддерживать высокий уровень гигиены помещения и отслеживать его перемещение по учреждению, тем самым не допуская перехода из одной зоны в другую, предотвращая распространение бактерий.
Зачем нужна маркировка уборочного инвентаря
Маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу, образец которой приведен в этой статье, необходима для предотвращения перекрестного обсеменения болезнетворными микроорганизмами во время уборки разных зон одного и того же учреждения.
С 1 января 2021 года утратило силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. От 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10».
И вступило в силу новое постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61953).
На предприятиях сектора HoReCa (Hotel, Restaurant, Café/Catering – Отель, Ресторан, Кафе/Кейтеринг) при несоблюдении маркировки уборочного инвентаря можно допустить порчу продовольственных товаров, а также допустить распространение инфекции приводящей к тяжелым заболеваниям.
В медицинских и лечебно-профилактических учреждениях цветовая кодировка и маркировка уборочного инвентаря предотвращает
распространение внутрибольничных инфекций.
Виды маркировки:
- Цветовая – площадь, подлежащая уборке, делится на зоны. Каждой из этих зон соответствует инвентарь определенного цвета.
- Письменная-на инвентарь наносится надпись, например «для стен», «для оборудования» и т.д.
Цветовое кодирование уборочного инвентаря
![]() |
Красным цветом помечают инвентарь, который используется в помещениях с большой степенью бактериального загрязнения (туалеты, ванные комнаты, кладовые для грязного белья). |
![]() |
Зеленый цвет используют для маркировки инвентаря, к которым предъявляются более строгие требования к чистоте (операционная, места по хранению, приготовлению и потреблению пищевых продуктов, кухня, барная стойка). |
![]() |
Синий или голубой цвет наносится на оборудование и инвентарь, используемое для мест с небольшим загрязнением (коридор, ресепшн-зоны, витрины, вестибюль, офис, больничная палата, ординаторская, номер гостиницы, классы в школах и дошкольных учреждениях). |
![]() |
Желтый цвет используют для маркировки инвентаря используемого для уборки условно-грязных помещений (спортивные залы, складские и подсобные помещения). |
![]() |
Уборочный инвентарь с маркировкой белого цвета можно применять для уборки в остальных помещениях. |
Как проводится маркировка уборочного инвентаря
Инвентарь можно разделить на две группы:
- По принадлежности к определенной зоне (туалет, палата, цех, коридор и т.д.)
- По функции (для стен, пола, мебели и т.д.)
Инвентарь | Назначение | Маркировка | Способ нанесения маркировки |
Ведро | Для мытья туалетов | УБ | Масляной краской на внешней поверхности ведра |
Щетка, швабра | Для мытья полов | Для полов | Масляной краской на черенке щетки или рукоятки швабры наносится маркировка, если черенок или рукоятка выполнены из дерева, то применяется способ выжигания |
Мешковина | Для мытья ванных комнат | Лоскут красного цвета | Лоскут красного цвета нашивается на угол мешковины |
Салфетки | Для мытья стен коридоров | Салфетка зеленого цвета |
Салфетки для уборки используются различных цветов для каждой зоны |
Моп | Для мытья полов в гостиничном номере | Моп синего цвета или отрезаются цветные ярлычки и остается только ярлычок синего цвета | Мопы для уборки могут быть как разных цветов (соответствуя каждой уборочной зоне), так и с нашитыми цветными ярлычками четырех различных цветов, три из которых отрезаются и остается один ярлычок определенного цвета |
Хранение уборочного инвентаря:
Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат.
Сушить абразивные губки, пад, боннеты, щетки в процедурных, кабинетах и других не предназначенных для этого мест категорически запрещено.
Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов. Где располагается схема цветового кодирования уборочного инвентаря.
Запрещено совместное хранение щетки, ведра, тряпки и другого уборочного инвентаря, предназначенного для уборки разных помещений.
Если на предприятии не хватает помещений для того, чтобы организовать хранение инвентаря в соответствии с требованиями СанПиНа, можно разместить его в специально оборудованных шкафах, при этом соблюдая принцип раздельного хранения.
Если на предприятии существует необходимость сбора грязного белья, то мешки для сбора белья обязательно подлежат маркировки. Хранение чистого и грязного белья должно быть раздельным (в отдельных кладовых или шкафах).
Уборочный инвентарь, который после использования не может пройти дезинфицирующую обработку, больше использовать нельзя.
Уборочная техника, например, промышленный пылесос, поломоечные машины и др. должна проходить полную очистку и дезинфекцию после работы и храниться в отдельном помещении.
Перечень уборочного инвентаря подлежащего обязательной маркировки:
- Ведра
- Ведра на колесах
- Тряпки для пола (ветошь)
- Мопы
- Швабры
- Рукоятки
- Щетки
- Веник
- Совок
- Сгоны для окон, полов
- Скребки
- Тележка для уборки помещений
- Тележка для безведерной уборки
- Салфетки из микрофибры
- Мусорные ведра
- Ершики
- Контейнеры для мусора
Подведем итоги, цветовое кодирование помогает:
– избежать перекрестного загрязнения и обсеменения микробами и бактериями. Репутация каждого заведения сектора HoReCa стоит очень дорого, поэтому в борьбе за своего клиента, необходимо соблюдать все возможные меры предосторожности. А системам здравоохранения, общественного питания и образования – это жизненно необходимо.
– контролировать соблюдение стандартов чистоты. Руководящему составу намного легче по цвету определить правильный ли инвентарь используют его подчиненные.